О клубе. Библиотека.
![]() |
Волшебные растения![]() Знаете ли вы, что в растительном мире существует немалое число «волшебных» растений? Если немного отвлечься от повседневности и погрузиться в мир сказок и фантазий, то в волшебных садах можно встретить множество магических трав, чародейских растений, священных деревьев... Есть такая наука – этноботаника. Она изучает народные предания, легенды и сказки о растениях. Множество интересных фактов о «волшебных» растениях можно обнаружить, и вспоминая историю самой ботаники. Да что там – любой хороший садовник может рассказать много занятных историй о своих питомцах. А сказки и чудесные истории – веселые или страшные – любим мы все. Об этом прекрасно свидетельствует невероятный успех книг Джоан Роулинг о Гарри Поттере – мальчике-волшебнике, обучающемся в школе магии и сталкивающемся там, между прочим, с волшебными растениями. Кстати, целый ряд растений у самых разных народов и в самых разных культурах имеет прочную славу «чародейских». Они с завидным постоянством упоминаются в сказках, песнях, легендах и преданиях по всему миру. Причем не под абстрактными, допускающими разные толкования (как «аленький цветочек»), а под вполне определенными, реальными ботаническими названиями. Что же такого необычного в этих растениях, за что они попали в сказку? Давайте начнем с двух растений, которым уделено особое внимание в книге Дж.Роулинг. Больше всего неприятностей доставила Гарри Поттеру гремучая ива. Что заставило писательницу включить это растение в свою книгу? Что мы знаем об иве? Первым делом вспоминаются склоненные над водой «плакучие» ветви, белые пушистые шарики «вербы», ну и, пожалуй, еще корзинки, сплетенные из ивовых прутьев. Однако у многих народов ива считалась «чародейским» деревом и действительно имела недобрую славу. Ее связывали с горем и потерей любви, с бесплодием и импотенцией. Плакучие формы ивы были символами печали. Сжигание ивовой древесины, по преданию, приносило несчастье. Древесина ивы была в сказках тем материалом, из которого делали волшебные палочки. У древних греков ива была посвящена богине колдовства Гекате. В Египте ветви ивы сжигали на погребальных кострах. А вот у римлян ива считалась целительным растением, способным отгонять беду и несчастье – для этого надо было найти дерево с полым стволом, встать внутри него и произносить соответствующие заклинания. Однако ученые древности обращали внимание и на более реальные лечебные свойства дерева. Диоскорид и Авиценна писали о лекарственных свойствах коры и сока этого растения. Позже Парацельс, Иероним Бок, Лоницерус и Маттиоли рекомендовали в качестве лекарственного средства собранную весной кору молодых ветвей ивы. Ее использовали наружно как средство от мозолей и бородавок, для ращения волос, а внутрь – от лихорадки при малярии. Кора ивы даже была названа «европейской хинной коры» за противолихорадочное, жаропонижающее действие. Позже из коры ивы были выделены соединения, получившие название салицилатов, от латинского имени растения – Salix. Одно из этих «чародейских» веществ сейчас знакомо всем – это ацетилсалициловая кислота, аспирин. В народной медицине отвар ивовой коры использовался также для полоскания рта и горла при воспалительных заболеваниях верхних дыхательных путей. Порошок и отвар коры ивы применялись как кровоостанавливающее, вяжущее и глистогонное средства. Молодые побеги ивы считались хорошим средством при цинге. Высоко ценили иву кельты. В кельтском гороскопе иве корзиночной (Salix viminali) посвящен период с 1 по 10 марта и с 3 по 12 декабря. Распустившиеся ранней весной пушистые шарики ивы козьей (S.caprea) стали на Руси символом одного из важнейших праздников христианского календаря – Пальмового, а у нас – Вербного воскресения, предшествующего Пасхе. Освященные в церкви ветки вербы принято было хранить целый год – считалось, что они охраняют дом и его хозяев от бед, болезней и несчастных случаев. И еще одно свойство ивы могло послужить причиной частого упоминания ее как волшебного растения – исключительная способность к вегетативному размножению. В народном фольклоре об иве говорится: «Ее выкосили, а она снова выросла», «Ива из тычка растет». И действительно, срезанный ивовый прутик, воткнутый во влажную землю, почти со стопроцентной вероятностью укоренится. Известны случаи, когда начинали расти плетни, сплетенные из ивовых прутьев. Еще одно растение, которому уделяется много внимания в книге Дж.Роулинг, – пожалуй, самое известное из волшебных, или самое «волшебное» из известных, – мандрагора. |
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
ЕСЛИ ТРАДИЦИИ ПИТИЯ МАТЕ?
Из высушенной тыквы получался сосуд — калебас, на внешние стенки которого наносили причудливые узоры. Позже емкости для мате стали делать из дерева или металла, но и по сей день именно тыквенные калебасы считают самыми лучшими — ведь они обеспечивают нужную температуру при заваривании напитка и сохраняют его вкусовые достоинства. Мате пьют через специальную соломинку — бомбилью, прямую или изогнутую, с обязательным мундштуком в верхней части. Нижняя часть бомбильи снабжена ситечком с крошечными отверстиями. Делают такие соломинки обычно из серебра, дерева, кости или пластика. Любители горячего мате предпочитают короткие деревянные бомбильи, а холодный напиток принято потягивать через серебряные трубочки длиною 20— 25 сантиметров. Классический мате готовят в несколько этапов. Сначала в кале-бас засыпают сухую заварку на одну треть объема сосуда, накрывают емкость рукой и встряхивают несколько раз. Затем сосуд наклоняют так, чтобы заварка ссыпалась к одной стенке, и в таком положении заливают листики столовой ложкой кипятка Бомбилью помешают в гущу заварки и снова осторожно встряхивают калебас для того, чтобы чаинки прикрыли низ соломинки. Теперь можно залить горячую воду (но не кипяток!) — в несколько приемов, с промежутком примерно в 30 секунд. Известно, что с каждым глотком вкус мате меняется — от легкого травяного в начале дегустации до явно выраженного терпкого в конце. Насладившись напитком, в калебас можно снова добавить горячую воду, считается, что чай второй и третьей заварки намного вкуснее первой. Истинные ценители мате знают и множество секретов матепития. К примеру, тот, кто заваривает чай, должен подавать его, направив бомбилью в сторону гостя (недаром в странах Латинской Америки существует поговорка: мате наоборот — от ворот поворот). А еще этот напиток называют зеркалом чувств. Горячий мате с густой пеночкой символизирует любовь, холодный — равнодушие, мате с корицей «переводится» как «Я о тебе думаю», а очень сладкий — «Я тоже сгораю от страсти». Главное — ничего не перепугать!